Особую роль в Риме играла коллегия из семи весталок. Весталки выполняли важнейшую миссию поддержания священного огня в храме Весты. В весталки девочек отбирали из патрицианских семей. Служение длилось тридцать лет. На это время весталки давали обет девственности и аскетизма. Зато весталки пользовались преимуществом независимости от отца и большим почетом. Все-таки сами основатели Рима были рождены весталкой! Если весталка выходила из их общего, примыкающего к храму жилища в город, ее сопровождал ликтор, расчищавший перед ней дорогу. Если она случайно встречалась с процессией, ведущей преступника на казнь, тому сохранялась жизнь.
О будущем предсказывали особые жрецы - авгуры. Главным знамением считалось направление полета вещих птиц. Как правило, авгуры запрашивали богов не сами, а ассистировали при совершении этих запросов (ауспиций) царям, полководцам и магистратам. Был еще другой способ узнать будущее - это гадание по внутренностям, особенно печени, жертвенных животных. Суждения об успехе или неуспехе будущего предприятия выносилось особыми жрецами - гаруспиками. Впрочем, в случае неудачного расположения внутренностей, гадание можно было повторить на другом животном.
Любопытно, что уже тогда римлян отличала удивительная веротерпимость. Римляне уважали чужих богов, были готовы задобрить их соответствующими жертвами и молитвами. Нередко, перед сражением они старались переманить на свою сторону богов противника, адресуя им свои обеты.
В домашнем кругу римлянин по закону пользовался неограниченной властью не только над рабами, но и над своей семьей. В этой последней он распоряжался жизнью и смертью каждого ее члена. Только после смерти главы семейства сыновья делались полноправными гражданами и становились главами своих домохозяйств. Женщина, наравне с остальными членами семьи, подчинялась воле главы семейства. Семья по римским понятиям должна была составлять единое целое и управляться одним полноправным - отцом или мужем. Позднее, семейные взаимоотношения будут формализованы в римском семейном праве. Так же патриархальны были отношения между родителями и детьми. Последние оставались под властью отца, вне зависимости от возраста и должности. Содействовать благосостоянию домохозяйства своего отца и ратными подвигами возвышать честь своего дома - таковы были лучшие стремления детей.
В знатных римских семьях в специальных шкафах хранились восковые посмертные маски длинной череды предков. "Прославленные мужи нашей общины говаривали, что они, глядя на маски своих предков (imgines maiorum), загораются сильнейшим стремлением к доблести" (Гай Саллюстий Крисп. "Югуртинская война"). В похоронной процессии маски надевали провожающие. На площади они усаживались вокруг покойника и старший из сыновей докладывал предкам о жизни и деяниях отца, прося принять умершего в их славную компанию. И мертвый, окруженный отбитым им неприятельским оружием, победными венками и трофеями, внимал живым.
Около самостоятельных семей группировались, так называемые, клиенты. Обычно это были чужеземцы, отпущенные на свободу рабы и их потомки. Клиенты были связаны со своим патроном отношениями преданности и покровительства.
Патриархальный характер римской семьи отражался и в системе римских имен. Главная часть имени - родовое имя, производилось от имени основателя рода. То, что соответствует нашему понятию отчества, получалось добавлением к родовому имени названия отделившейся семейной ветви. Кроме такой двойной фамилии, каждый мальчик получал и личное имя. Присвоению личного имени предшествовал акт признания ребенка отцом. После рождения он поднимал младенца с пола на руки. Непризнание означало осуждение на смерть: ребенка безжалостно выбрасывали на улицу. Личных имен было всего восемнадцать. Кроме того, существовал обычай давать новорожденному имя уже встречавшееся в данной фамилии. Поэтому множество римских исторических деятелей именовались совершенно одинаково. Наиболее видные из римлян получали прозвища, отражавшие их исторические, особенно военные заслуги. Так победитель Ганнибала именовался Публий Корнелий Сципион Африканский. Женщины в Риме имели только родовое имя. Например, все женщины рода Корнелиев все времена именовались Корнелии, из рода Юлиев - Юлии. Для женщин, живших в одно время - сестер, матерей, дочерей, приходилось давать либо указание на возраст - Юлия Старшая и Младшая, либо даже нумерацию.
Женщина находилась в подчиненном положении у мужчины и принадлежала только семье. Однако в семье женщина пользовалась почетом, являлась советчицей, помощницей мужа и главной распорядительницей домашнего хозяйства. Римляне культивировали почитание матери семейства - матроны. Недаром, практически все римские богини - Юнона, Церера, Веста были так или иначе связаны с материнством, плодородием и семейным очагом. Так что возгласы современных женщин: "Ведь я этого достойна!", подразумевающие: "Я достойна самого лучшего, ведь я такая красивая, загадочная, непредсказуемая и самовлюбленная особа! Любуйтесь же мной, любуйтесь!", были бы для римлян малопонятны. Поскольку, уважение к женщине в Риме проистекало из выполнения ей своих обязанностей жены и матери.
Главным занятием свободного римлянина было скотоводство и земледелие, часто, впрочем, прерываемое наступательными и оборонными войнами. Римлянин того времени умел одинаково хорошо обращаться как с сохой, так и с мечом.
Одежда римлян была до крайности простой. Мужчины и женщины носили белую шерстяную тунику без рукавов. Если же случалось направиться в город, на народное собрание или форум, то поверх туники набрасывалась тога. Это был кусок белой шерстяной ткани в форме полукруга, 6 локтей в длину и 4 локтя ширину. Концы тоги собирались в левую руку, правая оставалась свободной.
В тот период сформировалось то, что мы бы назвали римским менталитетом. Мышление римлян отличали прагматизм, консерватизм и заметный формализм. Главными качествами было: личное достоинство (dignitas), верность долгу (fides), почитание богов, предков, древних обычаев и законов государства.
Нормы поведения древнего римлянина - это стойкость, серьезность, храбрость, суровость быта, бережливость, благопристойность, порядок и дисциплинированность. Что в целом составляло комплекс римской доблести (virtus romana), формируемой традицией и воспитанием.
Вместе с тем, римлянина отличало чувство собственного достоинства, мужество и решимость защищать свой город, надел земли и свои гражданские права. В случае необходимости он становился хорошим солдатом - выносливым и отважным.
Римская республика.
Надо сказать, что элементы демократии в Риме присутствовали с самого основания. Даже цари утверждались голосованием сената. Изгнав Тарквиния Гордого, римляне должны были придумать организацию новой власти, столь же эффективной, как царская, но исключающей возможность повторной тирании. Такая власть должна быть единоначалием, но ограниченной по закону.
Властителей решено было иметь двух, причем совершенно равноправных! Они могли делить между собой сферы управления: например, один управлял городом, другой военными действиями. Они могли искать друг с другом согласия. По закону, каждый из консулов получал право запрета (veto) на распоряжения другого. Здесь выявлен один из главных общих принципов римского государственного устройства: "Между двумя равноправными лицами запрещающему принадлежит первенство над повелевающим".
Оба консула, подобно царю, были ничем не ограничены и неподсудны, но лишь в течение срока действий своих полномочий - одного года. Предлагал кандидатуры новых консулов сенат, а выбирал из числа этих кандидатур римский народ в центуриатских комициях. На войне консулы были наделены правом единолично казнить трусов и ослушников. В городе жизнь и достоинство граждан можно было оградить от гнева консула древним правом обращения (апелляции) к собранию народа.
С царскими атрибутами поступили рассудительно, сохранив необходимую меру. Взамен царского плаща консулы стали носить плащ с пурпурной полосой. Ликторов царя сохранили - каждому по двенадцать. Но в городе они носили фаски без секиры. Последнюю, как знак права жизни и смерти починенных, ликторы втыкали в пучки рогоз на войне. Корону и скипетр сдали в архив.
Деньги на любые государственные нужды, в том числе на набор и оснащение войска, консул должен был просить у сената, в чьем распоряжении оставалась государственная казна.
Само название "консулы" означает "скачущие вместе". Но в случае непреодолимого разногласия между консулами, гражданской смуты или серьезной военной опасности, требующей ничем не ограниченного единовластия, один из консулов, по поручению сената, мог быть назначен диктатором на полгода. Ему вручался полный "империй", т.е. право управления войсками и право на жизнь и смерть любого гражданина, как на поле сражения, так и в стенах города без права апелляции. Все магистраты города на период диктатуры лишались своих полномочий. Впереди диктатора выступали все двадцать четыре ликтора обоих консулов. В фасках, даже в городе, они несли секиры. Диктатор сам выбирал себе помощника.
Консулы выбирались, как правило, из сенаторов. В сенат же они возвращались, сложив свои полномочия, или автоматически включались в его состав в тех случаях, когда консулами избирали не сенаторов, а "новых людей", как их называли сами римляне. Поэтому консулы осознавали себя в первую очередь сенаторами, а уже потом временными правителями Рима.
Голосование проводилось в центуриатских комициях. В отличие от современной государственной мысли, мудро уравнявшей на выборах голос академика с голосом больного хроническим алкоголизмом вора-рецедивиста, в Риме поступали по-другому.
Все римские граждане были разбиты по уровню своего достатка на 6 классов и 193 центурии. Каждая центурия имела один голос. Первый класс включал в себя граждан, имущество которых оценивалось в 100 000 ассов и выше. Из граждан этого класса было составлено 80 центурий, сверх того к ним было причислено 18 всаднических центурий. Ко второму классу принадлежали граждане с состоянием 75 000 ассов. Этот класс составлял 20 центурий. К ним же были присоединены 2 центурии ремесленников. Имущество граждан третьего класса составляло 50 000 ассов. Его представляло тоже 20 центурий. В четвертый класс были включены граждане с имуществом на сумму 25 000 ассов. Он составлял еще 20 центурий. Пятый класс давал 30 центурий. В их состав входили граждане с имуществом менее 11 000 ассов. Все остальные граждане, имущество которых было меньше, входили в шестой класс и составляли 3 центурии. Голосование по центуриям проводилось на Марсовом поле.
Голосовали поочередно, по жребию, в убывающем порядке классов. Кстати, центурия, голосовавшая первой, именовалась "прерогатива". Результат ее голосования, естественно, влиял на настроение остальных. Вызываемые по списку граждане центурии один за другим проходили по высоко поднятому мостику и там сообщали уполномоченному от центурии - рогатору свое мнение, которое тот отмечал на специальной доске. По окончании данной процедуры подсчитывался итог. После чего, решение данной центурии, принятое простым большинством голосом, объявлялось во всеуслышанье. Оно засчитывалось за один голос, при определении окончательного волеизъявления всего народа. Если еще до того, как проголосовали "младшие" центурии, набиралось большинство голосов от их общего числа, голосование прекращали.
Думаю, что современные феминистки бьющиеся за, так называемое, "равноправие" не нашли бы понимания в Древнем Риме. Удивительно, но римляне полагали, что прав без обязанностей не бывает! Что выражалось в формуле римского права: "Ubi emolumentum, ibi portas" - т.е. права влекут за собой обязанности, буквально: "Где выгода, там и бремя".
В случае войны, каждый класс должен был выдвинуть полностью экипированных воинов по количеству центурий. Воины первого класса имели полное вооружение: шлем, круглый щит, панцирь, железные набедренники, копье и меч. Из них же сформировались 18 центурий всадников. Они возглавляли войско и шли впереди. Воины второго класса были вооружены железными набедренниками, квадратным щитом, мечом и копьем. Вооружение пятого класса ограничивалось дротиками и пращой с запасом камней.
"Все тяготы военного снаряжения были переложены с бедных на богатых. Зато большим стал и почет. Ибо не всем поголовно и без разбора было дано право голоса. И не все голоса имели равную силу, но были установлены степени, чтобы никто не казался исключен из голосования и вся власть находилась бы у виднейших людей государства. А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого класса. Если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго класса, но до самых низких не доходило почти никогда" (Тит Ливий. "История Рима").
Возможно, конкретные примеры позволят лучше передать атмосферу того времени и характер римлян периода ранней республики. В 508 году до н.э. на Рим движутся войска Порсены - царя этрусского города Клузия. Вместе с Порсеной - изгнанный из Рима экс-царь Тарквиний Гордый и его клиенты. Внезапность нападения не позволила римлянам как следует приготовиться к войне. Сначала они хотели превратить холм Яникул в укрепленные позиции, способные удержать неприятеля на той стороне Тибра, но не успели. Наскоро построив кое-какие укрепления для обороны Рима со стороны Тибра, римляне пошли за реку, навстречу неприятелю. Этруски не заставили себя долго ждать. Войска сошлись, и на этот раз победа изменила римлянам. Римское войско не устояло под напором густых неприятельских фаланг и расстроенное бросилось к реке. Бегство было так стремительно, что этруски подошли к единственному мосту на реке только тогда, когда уже почти все побежденные были на той стороне. Не теряя ни минуты, римляне принялись разрушать мост. Пока кипела работа, трое храбрейших - Гораций Коклес, Спурий Ларций и Тид Герминий удерживают напор целого войска. Коклес означает "одноглазый", поскольку Гораций потерял в битве свой глаз. На последнем участке моста спасаются Ларций и Герминий. Когда перерублено последнее бревно, Гораций бросается в Тибр и в полном вооружении, преследуемый вражескими стрелами, благополучно достигает противоположного берега. С тех пор в Риме появилось выражение "Гораций у моста" - так называли человека, сражающегося в одиночку против превосходящих сил врага.